В статье рассматривается социализация детей во время их досуга. Кратко описывается механизм популяризации среди родителей педагогических знаний и повышения их культурного уровня. Уделяется внимание характеристики практической помощи, которую оказывали партийные и профсоюзные организации в деле воспитания юных горожан. Отмечаются обстоятельства, которые не позволили в полной мере развернуть среди отцов и матерей пропаганду достижений педагогической мысли. Особое внимание уделяется анализу деятельности таких культурно-массовых учреждений, как театры, кинотеатры, клубы. Отмечается вклад в социальную интеграцию юных горожан досуговых мероприятий, которые организовывались по месту их проживания. Описывая проведение лекций, экскурсий, праздников и других форм отдыха детей, отмечается, что в их рамках рассматривались достаточно сложные вопросы: что такое общество, по каким правилам и нормам происходит социальное взаимодействие и т.д., – которые благодаря интересной и понятной для детского возраста форме изложения материала в целом доносились до посетителей. Вместе с достижениями в процессе социализации детей в статье отмечаются трудности, которые возникали в этой сфере и, конечно, повлияли на качество интеграционных мероприятий.
The article examines the socialization of children during their leisure time. Since the family environment was an important factor in this process, the article briefly describes the mechanism for popularizing pedagogical knowledge among parents and raising their cultural level. Attention is also paid to the characteristics of the practical assistance provided by party and trade union organizations in the education of young city dwellers. At the same time, the circumstances are noted that did not allow for the full promotion of pedagogical thought among fathers and mothers. When describing children's leisure, special attention is paid to the analysis of activities of such cultural institutions as theaters, cinemas, clubs. The contribution of leisure activities organized at their place of residence to the social integration of young city dwellers is also noted. Describing the lectures, excursions, holidays and other forms of children's recreation, it is noted that within their framework, rather complex issues were considered: what is society, what rules and norms social interaction occurs by, etc., which, thanks to an interesting and understandable form of presentation of the material for children, were generally conveyed to visitors. Along with the achievements in the process of children socialization, the article notes the difficulties that arose in this area and, of course, affected the quality of integration events.
Ярмолич Фёдор Кузьмичкандидат исторических наук, доцент
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Санкт-Петербург, Российская Федерация
f.k.1985@ mail.ru
1. Пионерское лето. М.: Молодая гвардия, 1956. 478 с.
2. Пионерская организация: история феномена: [сборник к 100-летию детской пионерской организации] / автор- составитель А. Замостьянов. М.: Родина, 2022. 318 с.
3. Организация и методика клубной работы / под ред. Е. Я. Зазерского, А. Г. Соломоника. М.: Просвещение, 1975. 335 с.
4. Проблема развития повседневной культуры и организация досуга детей и молодежи в СССР в 1945–1964 гг.: общесоюзный и региональный срез: сборник научных трудов / отв. ред. А. В. Липатов, В. С. Меркурьева, Ф. А. Такташева. Волгоград, Сфера, 2019. 90 с. EDN: YEFFWD
5. Парыгин Б. Д. Основы социально- психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.
6. Бабосов Е. М. Общая социология. Минск: ТетраСистемс, 2004. 639 с. EDN: UGNOUB
7. Центральный государственный архив Санкт- Петербурга (ЦГА СПб). Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 831.
8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5451. Оп. 28. Д. 1504.
9. Пшебильский П. Г. О специфике школьного родительского университета // Народные университеты в системе непрерывного образования / отв. ред. В. Г. Онушкин. М.: АНП СССР, 1983. С. 81–90.
10. Родительский университет // Клуб. 1954. № 1. С. 21.
11. ГАРФ. Ф. А-561. Оп. 1. Д. 376.
12. Центральный государственный архив историко- политических документов СанктПетербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. 948. Оп. 6. Д. 18.
13. Агитатор. 1964. № 1. С. 42.
14. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования / отв. ред. Л. Н. Коган. М.: Наука, 1981. 238 с.
15. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
16. Российский государственный архив социально- политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 5. Д. 1302.
17. Итоги Всесоюзной переписи населения. 1959 г. СССР (сводный том). М.: Госстатиздат, 1962. 284 с.
18. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Том II. Пол, возраст и состояние в браке населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей. Ч. 1. М.: Б. и., 1971. 35 с.
19. ГАРФ. Ф. Р-5451. Оп. 28. Д. 1232.
20. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 105. Д. 101.
21. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 5. Д. 715.
22. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт- Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 105. Оп. 1. Д. 1335.
23. ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 2159.
24. Молодежь предъявляет счет // Искусство кино. 1957. № 2. С. 1–9.
25. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 33. Д. 217.
26. ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 4970.
27. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2329. Оп. 27. Д. 36.
28. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 1151.
29. О состоянии и мерах улучшения воспитательной работы с детьми в учреждениях культуры // Бюллетень Исполкома Ленгорсовета. 1962. № 7. С. 10–13.
30. ЦГАИПД СПб. Ф. 742. Оп. 5. Д. 24.
31. Авров Д. Н. Дворец культуры имени С. М. Кирова. Л.: Лениздат, 1965. 40 с.
32. Планировка, застройка и благоустройство новых жилых районов Ленинграда (Обзор) / ред. Ю. Б. Хромов. М.: Б. и., 1973. 38 с.
1. (1956) Pionerskoe leto [Pioneer Summer]. Moscow: Molodaya gvardiya. (In Russ.)
2. Zamost'yanov, A. (2022) (ed) Pionerskaya organizaciya: istoriya fenomena: (sbornik k 100-letiyu detskoj pionerskoj organizacii) [Pioneer Organization: History of a Phenomenon: (collection for the 100th anniversary of the children's pioneer organization)]. Moscow: Rodina. (In Russ.)
3. Zazersky, E. YA., Solomonik, A. G. (1975) (ed.) Organizaciya i metodika klubnoj raboty [Organization and methods of club work]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russ.)
4. Lipatov, A. V., Merkur'eva, V. S., Taktasheva, F. A. (2019) (ed) Problema razvitiya povsednevnoj kul'tury i organizaciya dosuga detej i molodezhi v SSSR v 1945–1964 gg.: obshchesoyuznyj i regional'nyj srez: sbornik nauchnyh trudov [The problem of development of everyday culture and organization of leisure of children and youth in the USSR in 1945-1964: all-Union and regional section: collection of scientific papers]. Volgograd: Sfera. (In Russ.). EDN: YEFFWD
5. Parygin, B. D. (1971) Osnovy social'no-psihologicheskoj teorii [Fundamentals of socio-psychological theory]. Moscow: Mysl'. (In Russ.)
6. Babosov, E. M. (2004) Obshchaya sociologiya [General sociology]. Minsk: TetrASistems. (In Russ.). EDN: UGNOUB4
7. Central'nyj gosudarstvennyj arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Archives of St. Petersburg] (hereinafter – CGA SPb). F. R-6276. Op. 273. D. 831. (In Russ.)
8. Gosudarstvennyj arkhiv Rossijskoj Federacii [State Archive of the Russian Federation] (hereinafter – GARF). F. R-5451. Op. 28. D. 1504. (In Russ.)
9. Pshebil'skij, P. G. (1983) O specifike shkol'nogo roditel'skogo universiteta [On the specifics of the school parent university]. Narodnye universitety v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [People's Universities in the System of Continuous Education]. Ed. V. G. Onushkin. Moscow: ANP USSR. Pp. 81–90. (In Russ.)
10. (1954) Roditel'skij universitet [Parent University]. Klub [Club]. No.1. P. 21. (In Russ.)
11. GARF. F. A-561. Op. 1. D. 376. (In Russ.)
12. Central'nyj gosudarstvennyj arkhiv istoriko-politicheskikh dokumentov Sankt-Peterburga [Central State Archive of Historical and Political Documents of St. Petersburg] (hereinafter – CGAIPD SPb). F. 948. Op. 6. D. 18. (In Russ.)
13. (1964) Agitator [Agitator]. No. 1. P. 42. (In Russ.)
14. Kogan, L. N. (1981) (ed) Kul'turnaya deyatel'nost'. Opyt sociologicheskogo issledovaniya [Cultural activity. Experience of sociological research]. Moscow: Nauka. (In Russ.)
15. Kon I.S. (1967) Sociologiya lichnosti [Sociology of personality]. Moscow: Politizdat. (In Russ.)
16. Rossijskij gosudarstvennyj arkhiv social'no-politicheskoj istorii [Russian State Archive of Social and Political History] (hereinafter – RGASPI). F. M-1. Op. 5. D. 1302. (In Russ.)
17. (1962) Itogi Vsesoiuznoi perepisi naseleniia. 1959 g. SSSR (svodnyi tom) [Itogi Vsesoyuznoj perepisi naseleniya. 1959 USSR (consolidated volume)]. Moscow: Gosstatizdat. (In Russ.)
18. (1971) Itogi Vsesoiuznoi perepisi naseleniia 1970 goda. Tom II. Pol, vozrast i sostoianie v brake naseleniia SSSR, soiuznykh i avtonomnykh respublik, kraev i oblastei. Chast 1 [Results of the 1970 AllUnion Population Census. Volume II. Sex, Age, and Marital Status of the Population of the USSR, Union and Autonomous Republics, Territories, and Regions. Part 1]. Moscow: B. i. (In Russ.)
19. GARF. F. R-5451. Op. 28. D. 1232. (In Russ.)
20. CGAIPD SPb. F. 24. Op. 105. D. 101. (In Russ.)
21. RGASPI. F. M-1. Op. 5. D. 715. (In Russ.)
22. Central'nyj gosudarstvennyj arkhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga [Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg] (hereinafter – CGALI SPb). F. 105. Op. 1. D. 1335. (In Russ.)
23. GARF. F. A-501. Op. 1. D. 2159. (In Russ.)
24. (1957) Molodezh' pred"yavlyaet schet [Young people present the bill]. Iskusstvo kino [Art of Cinema]. No. 2. Pp. 1–9. (In Russ.)
25. Rossijskij gosudarstvennyj arkhiv novejshej istorii [Russian State Archive of Contemporary History] (hereinafter –RGANI). F. 5. Op. 33. D. 217. (In Russ.)
26. GARF. F. A-501. Op. 1. D. 4970. (In Russ.)
27. Rossijskij gosudarstvennyj arkhiv literatury i iskusstva [Russian State Archive of Literature and Art] (hereinafter –RGALI). F. 2329. Op. 27. D. 36. (In Russ.)
28. CGALI SPb. F. 105. Op. 1. D. 1151. (In Russ.)
29. (1962) O sostoyanii i merakh uluchsheniya vospitatelnoi raboty s detmi v uchrezhdeniyakh kultury [On the Conditions and Measures of Improving Educational Work with Children in Cultural Establishments]. Byulleten Ispolkoma Lengorsoveta [Bulletin of the Executive Committee of the Leningrad City Council]. No. 7. Pp. 10–13. (In Russ.)
30. CGAIPD SPb. F. 742. Op. 5. D. 24. (In Russ.)
31. Avrov, D. N. (1965) Dvorec kul'tury imeni S. M. Kirova [Kirov Palace of Culture]. Leningrad: Lenizdat. (In Russ.)
32. Hromov, YU. B. (1973) (ed) Planirovka, zastrojka i blagoustrojstvo novyh zhilyh rajonov Leningrada (Obzor) [Planning, development and improvement of new residential areas of Leningrad (Review)]. Moscow: B. i. (In Russ.)